Фонд продовольствия
В результате образование товарного фонда продовольствия в Южной Корее во многом зависит от принудительной товаризации. По официальным данным, относящимся к 1960 г., в виде различных налогов, поборов, уплаты ростовщических процентов изымалось 17,1% сбора риса и около 12% прочих зерновых. Можно полагать, что в 1960—1961 гг. на рынок в целом (независимо от формы превращения произведенной продукции в товар) поступило около 45% сбора риса и почти 25% сбора прочих зерновых. Следует подчеркнуть, что принудительная товаризация осуществлялась за счет изъятия части прибавочного продукта, необходимого для воспроизводства рабочей силы. Даже официальные данные свидетельствуют, что мелкие и мельчайшие хозяйства (с площадью землевладения менее 1 Га, а таких подавляющее большинство) в результате принудительных изъятий не могут обеспечить себя продовольствием. Поэтому совершенно не случайны массовые весенние голодовки южнокорейских крестьян, которые, по явно заниженным официальным сведениям, охватывали до 1,5 млн. человек. Стремясь смягчить недовольство крестьянства и укрепить свою социальную базу, пришедшая к власти в мае 1961 г. военная хунта отменила налог на сельскохозяйственную продукцию и приняла некоторые меры для облегчения выплаты крестьянами ростовщических долгов. Это дает основание полагать, что в.1962—1964 гг. объем товарной массы продовольствия был меньше, чем в 1960—1961 гг. Отсюда проистекает дальнейшее обострение продовольственнойпроблемы в Южной Хорее (несмотря на рост произвол — ства), ибо несельскохозяйственное население продолжало расти. Недостающая часть товарного фонда продовольствия и в эти годы восполнялась за счет импорта. Тем не менее объем потребления в расчете на душу населения в Южной Корее продолжает оставаться низким и подвержен значительным колебаниям, которые